Готовность служить другим:
ЧТОБЫ ПРОДВИНУТЬСЯ ВПЕРЕД, ПРОПУСТИТЕ СНАЧАЛА ДРУГИХ
Подлинный лидер всегда служит. Он служит людям. Служит их фундаментальным интересам, и на этом пути он далеко не всегда будет популярен, не всегда сможет производить впечатление. Но поскольку для подлинных лидеров мотивацией бывает полная любви озабоченность, а вовсе не стремление к личной славе, то они готовы платить такую цену.
Юджин Б. Хабекер, писатель и публицист
Вы должны любить своих людей больше, чем свою нынешнюю должность.
Джон Максвелл
СТУПАЯ ПО ЗЫБКОЙ ПОЧВЕ
Не так давно американцы вплотную познакомились с генералом Вооруженных сил США X. Норманом Шварп-копфом. Он проявил себя как весьма эффективный лидер, командуя союзническими войсками в ходе войны в Персидском заливе, — впрочем, так же, как делал это на протяжении всей своей карьеры, начиная со времени, проведенного в Уэст-Пойнте.
В книге "21 неопровержимый закон лидерства" я рассказал, как во Вьетнаме Шварцкопф навел порядок в батальоне, где царил полный хаос и неразбериха. Первый батальон 6-й пехотной бригады, к которому прилепилось прозвиш.е "худший из шестой", поевратился из всеобщего посмешища в эффективное боевое подразделение и был отобран для выполнения наиболее трудных миссий. Одной из них оказалась отправка на полуостров Батанган, который Шварцкопф позднее описывал как "ужасное и зловредное место". Военные действия велись там уже в течение 30 лет, а вся местность была усеяна обычными минами и минами-ловушками с "сюрпризами", от которых еженедельно гибли или получали ранения многочисленные военнослужащие.
В этой действительно скверной ситуации Шварцкспф сделал лучшее, что только можно было. Он внедрил процедуры, направленные на резкое уменьшение числа потерь, и всякий раз, когда солдат или офицер нарывался на мину, он вылетал в это место, чтобы лично проверить состояние пострадавшего, обеспечить его эвакуацию и поговорить с остальными подчиненными, чтобы повысить их моральный дух.
28 мая 1970 года очередной военнослужащий пострадал от мины, и Шварцкопф прилетел на место трагедии. Пока -его вертолет эвакуировал-раненого, другой солдат наступил на мину, получив сильное ранение ноги. Парень метался по земле, издавая отчаянные крики и вопли. Именно в этот момент каждый понял, что первая мина отнюдь не была одиночной. Они стояли посреди минного поля.
Шварцкопф был убежден, что его подчиненный, только что получивший ранение, может не только выжить, но даже сохранить ногу, однако лишь в том случае, если перестанет крутиться во все стороны. Сам же он как командир фактически мог сделать только одно. Ему надо было пробраться к пострадавшему и лишить его возможности двигаться. Вот как описал дальнейшее сам Шварцкопф: "Я начал медленно продвигаться по минному полю, каждый раз медленно делая один неторопливый шаг и пристально вглядываясь в землю, чтобы не пропустить предательские шишечки или маленькие шипы, торчащие из липкой грязи. Колени у меня тряслись настолько сильно, что каждый раз, когда я делал очередной шаг, мне приходилось хвататься за ногу и обеими руками останавливать црожь прежде, чем » мог шагнуть дальше... Мне показалось, что прошла тысяча лет, пока я добрался до этого парня".
Затем крупный, 110-килограммовый Шварцкопф, который во времена Уэст-Пойнта выступал на борцовском ковре, прижал раненого, обездвижил и успокоил его. Это спасло тому жизнь. А потом с помощью саперной команды Шварцкопф извлек его и других своих людей со страшного минного поля.
Качества, которые Шварцкопф продемонстрировал в тот день, можно охарактеризовать как героизм, храбрость или даже как безрассудную склонность к ненужному риску. Но я думаю, что лучше всего указанное свойство его характера описывается как готовность служить. В тот майский день он как лидер мог проявить эффективность единственным образом: спасти солдата, который попал в беду.
ДАЛЬНЕЙШАЯ КОНКРЕТИЗАЦИЯ
Наверное, когда вы думаете о готовности служить другим, вам приходит в голову некая деятельность, выполняемая относительно низкоквалифицированными людьми, находящимися где-то в самом низу общественной лестницы. Если это так, то у вас совершенно неправильное представление. Готовность служить связана не с общественным положением, занимаемым постом или уровнем умений. Она связана с психологической установкой. Вы, несомненно, встречали людей, кому по должности полагается служить другим, но их установка по отношению к этому сугубо негативна, — например, грубого сотрудника правительственного ведомства или официального органа, сонного официанта, который отнюдь не спешит принять у вас заказ, продавщицу в магазине, которая трещит по телефону с подругой вместо того, чтобы оказать вам помощь.
И точно так же, как вы без труда ощущаете, когда работник какой-то организации не хочет помогать людям, вы способны обнаружить, обладает ли лидер сердцем, которое готово служить. А правда в этом деле такова, что наилучшие из лидеров стремятся служить другим, а не себе.
Что значит воплощать в себе такое качество, как готовность служить другим? Лидер, по-настоящему стремящийся к служению людям:
1. В списке своих приоритетов ставит других впереди себя
Первый и верный признак готовности служить — способность ставить других выше себя и своих личных желаний. Это означает нечто большее, чем просто согласие на время отложить свои желания в сторону. Тут имеется в виду продуманное и намеренное осознание потребностей своих людей, постоянная готовность помочь и, наконец, способность воспринимать их желания как действительно важные.
2. Обладает уверенностью в себе, позволяющей служить другим
Подлинной сердцевиной готовности служить другим является чувство уверенности в себе. Покажите мне человека, который думает, будто он слишком важная персона, чтобы кому-то служить, и я покажу вам того, кто, по меньшей мере, опасен для окружающих. То, как мы относимся к другим, есть реальное отражение того, каким образом мы думаем о себе самих. Философ и поэт Эрик Хоффер изложил эту мысль следующим образом: "Действительно замечательно то, что мы воистину любим нашего ближнего точно так же, как самого себя; мы относимся к другим так же, как относимся к себе. Мы ненавидим других, если ненавидим себя. Мы терпимы к другим, если терпим себя. Мы прощаем другим, если прощаем себя. Корнем всех напастей, которые сотрясают наш мир, является ненависть к себе, а вовсе не чрезмерная любовь".
Закон наделения полномочиями говорит, что только уверенные в себе и своей безопасности лидеры предоставляют власть другим. В такой же мере верно и то, что лишь не сомневающиеся в себе лидеры готовы служить другим.
3. По собственной инициативе служит другим
Почти всякий будет служить окружающим, если его вынудят к этому. Некоторые будут служить в кризисных ситуациях. Но по-настоящему вы можете видеть чистую душу у того человека, кто начинает служить другим по собственной инициативе, по зову сердца. Великие лидеры видят нужду в служении, находят соответствующую возможность и служат окружающим, не ожидая чего-нибудь взамен.
4. Не фокусируется на занимаемом им положении
Лидеры, готовые к служению, не фокусируются на должности или занимаемом положении. Когда полковник Норман Шварцкопф ступил на уже упоминавшееся минное поле, воинский чин был последним делом, волновавшим его. В этот момент он был просто человеком, пытавшимся помочь другому. Если какой-нибудь фактор здесь и действовал, то само пребывание на лидерском посту, которое лишь придавало этому храброму человеку еще более сильное ощущение обязанности служить другим.
5. Служит по соображениям любви
Готовность служить мотивируется не внешними обстоятельствами и не самоубеждением. Она подпитывается любовью. В конечном итоге степень вашего влияния на других зависит от глубины вашего беспокойства о них и вашей озабоченности их ситуацией. Именно поэтому для лидеров столь важно, чтобы желание служить шло изнутри.
ВОПРОСЫ, НАД КОТОРЫМИ СТОИТ ПОРАЗМЫСЛИТЬ
Что происходит в вашем сердце, когда речь заходит о служении другим? Стремитесь ли вы стать лидером ради каких-то льгот и выгод? Или же вами движет желание помочь другим?
Если вы действительно стремитесь стать таким лидером, за которым готовы и хотят следовать люди, то вам надлежит решить для себя проблему собственной готовности служить. Коль вы психологически нацелены скорее на то, что другие будут служить вам, нежели на собственное служение окружающим, то вас как лидера могут ждать впереди неприятности. Если ваша жизненная проблема состоит именно в этом, то вам наверняка будут полезны следующие советы:
Прекратите помыкать людьми и начинайте выслушивать их.
Прекратите разыгрывать роль с целью продвижения по карьерной лестнице и начинайте рисковать ради блага других.
Прекратите искать наилучшие пути для себя и начинайте служить другим.
Воистину те, кому дано стать великим, должны уподобиться малым сим и быть слугами всех людей.
ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ДОВОДКА НА ДОМУ
Чтобы развить в себе готовность к служению, делайте следующее:
• Совершайте малые дела. Когда вы в последний раз совершали малые акты доброты по отношению к другим? Начинайте с тех, кто к вам ближе всего: со своего супруга или супруги, детей или родителей. Сегодня же найдите такие способы совершить "малые" поступки, которые покажут ближним, что вы заботитесь о них.
• Учитесь продвигаться сквозь толпу медленно. Один из самых важных уроков, которые я получил в качестве молодого лидера, исходил от моего отца. Я называю это умением проходить сквозь толпу медленно. Когда вы в следующий раз окажетесь на мероприятии, где присутствует много ваших клиентов, коллег или сотрудников, поставьте перед собой цель побольше контактировать с окружающими, вращаясь среди людей и беседуя с ними. Концентрируйтесь на каждом человеке, с которым встречаетесь в данный момент. Узнайте его имя и фамилию, если до сих пор это не было вам известно. Поставьте перед собой задачу узнать потребности данного человека, его желания и устремления. А позднее, придя домой, сделайте для себя пометку о необходимости совершить что-либо полезное для полудюжины из встреченных вами лиц.
• Приступайте к действиям. Если у вас пока нет отчетливой установки на служение людям, то самый лучший способ обрести ее — это немедленно начать служить своим ближним. Полностью отдавая себя этому, вы в конечном счете обязательно наверстаете то, что ранее упустили в деле служения человечеству. Запишитесь в число тех, кто в течение 6 месяцев будет нести службу на благо других в вашей церковной общине, в каком-то местном органе или добровольной благотворительной организации. Если в конце указанного срока ваша психологическая установка все еще не станет приемлемой, проделайте все это еще раз. Повторяйте такого рода действия вплоть до того момента, когда на сердце у вас потеплеет.
ВАЖНЫ ЕЖЕДНЕВНЫЕ УСИЛИЯ
Альберт Швейцер мудро заметил: "Не знаю, какой будет ваша судьба, но одно я знаю наверняка: по-настоящему счастливы будут те из вас, кто искал и нашел путь служения другим".